Требования к подаваемым электронным документам для ГКУ/ГРП

Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и документов, поступивших (представленных) в орган регистрации прав в установленном Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (Закон о регистрации) порядке.

Помимо общих требований к содержанию представляемых документов, предусмотренных в статье 21 Закона о регистрации, установлены также специальные требования к электронной форме документов:

  • документы должны быть подготовлены в форме электронных документов и (или) электронных образов документов;
  • документы должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью (далее – УКЭП) соответствующих лиц;
  • документы должны быть представлены с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), или официального сайта, или иных информационных технологий взаимодействия с органом регистрации прав.

Необходимые технические условия для представления документов в электронном виде:

  • наличие УКЭП уполномоченных лиц;
  • наличие доступа в сеть «Интернет»;
  • наличие доступа к электронным ресурсам Росреестра, через которые осуществляется представление заявлений и документов на государственную регистрацию сделки;
  • оформление документов в форме электронного документа или электронного образа документа в формате, предусмотренном законом (ZIP, XML или PDF).

Особым условием представления документов в электронном виде является наличие в ЕГРН записи о возможности представления заявления о государственной регистрации перехода, прекращения права собственности на объект недвижимости, принадлежащий физическому лицу, и прилагаемых к нему документов в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных УКЭП (статья 36.2 Закона о регистрации).
При этом наличие записи в ЕГРН о возможности регистрации в электронном виде не требуется в случаях, когда:

  • документы представлены нотариусом в электронном виде в установленных Законом о регистрации случаях;
  • документы представлена государственным органом в электронном виде в установленных Законом о регистрации случаях;
  • документы представлены через кредитную организацию, взаимодействующую с органом регистрации прав в электронном виде, в установленных Законом о регистрации случаях;
  • владелец недвижимости является обладателем сертификата электронной подписи, изготовленным удостоверяющим центром Федеральной кадастровой палаты Росреестра.

Возможные варианты представления документов в электронном виде в настоящее время фактически:

  1. Самостоятельно с использованием соответствующих сервисов Росреестра («Личный кабинет правообладателя», «Портал Росреестра» и т.д.).
  2. Через нотариуса (в случае удостоверения им соответствующих документов) также с использованием сервисов Росреестра.
  3. Через банки или застройщиков (в случае представления на регистрацию ипотечных сделок или сделок по ДДУ) также с использованием сервисов Росреестра.
  4. Через кадастровых инженеров (в случае выполнения им соответствующих кадастровых работ) с использованием сервиса Росреестра «Личный кабинет кадастрового инженера».
  5. Через органы власти (в случае заключения сделки с органом или выдачи органом акта, устанавливающего возникновение, переход, прекращение права) также с использованием сервисов Росреестра.

Так, например, случае представления для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документов в форме электронных документов, электронных образов документов такие документы представляются:

  1. В форме электронных документов, если Законом о регистрации предусмотрено, что такие документы при их представлении в форме документов на бумажном носителе должны быть представлены в подлиннике, в том числе если такие документы выражают содержание нотариально удостоверенной сделки;
  2. В форме электронных документов или электронных образов документов (в том числе акты органов государственной власти, акты органов местного самоуправления, а также судебные акты, установившие права на недвижимое имущество).

Документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и представляемые в форме электронных документов, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и подписываться усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП):

  • уполномоченных на то лиц;
  • сторон договора;
  • определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц в установленных законодательством Российской Федерации случаях.

Документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и представляемые в форме электронных образов документов, должны быть подписаны УКЭП:

  • лиц, подписавших такие документы на бумажном носителе;
  • лиц, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации уполномочены заверять копии таких документов в форме документов на бумажном носителе.

Сформированный комплект документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и представляемых в форме электронных документов, электронных образов документов, должен быть подписан УКЭП заявителя.
Межевой план, технический план, акт обследования, карта-план территории представляются в орган регистрации прав в форме электронных документов, подписанных УКЭП кадастрового инженера.
В случаях, если в соответствии с законодательством о нотариате заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются нотариусом в орган регистрации прав, такие заявление и документы представляются в форме электронного документа, в том числе электронного образа документа.

При представлении нотариусом заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации в форме электронного документа прилагаемые к нему нотариально оформленные документы представляются в орган регистрации прав в форме:

  1. Электронного документа:
    • удостоверенного (выданного, совершенного) нотариусом в электронной форме в соответствии с частью 8 статьи 21 Закона о регистрации или в соответствии со статьей 103.8 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате;
    • удостоверенного нотариусом, подписанного простой электронной подписью лица, обратившегося за совершением нотариального действия, и УКЭП нотариуса в порядке, предусмотренном статьей 44.2 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года N 4462-1;
  2. Электронного образа нотариально оформленных документов, подписанного УКЭП нотариуса, который удостоверил (выдал, совершил) указанные документы. Удостоверение равнозначности такого электронного образа, изготовленного нотариусом, документу на бумажном носителе не требуется;
  3. Электронного образа документа, на основании которого возникло право на объект недвижимости, подписанного УКЭП нотариуса, в случае, предусмотренном частью 3 статьи 69 Закона о регистрации. Удостоверение равнозначности такого электронного образа, изготовленного нотариусом, документу на бумажном носителе не требуется.

Помимо прочего, электронные образы документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, заверенные УКЭП уполномоченного должностного лица кредитной организации, могут быть представлены в орган регистрации прав с использованием информационных технологий взаимодействия кредитной организации с органом регистрации прав в случае, если факт издания (принятия), подлинность и достоверность таких документов (в том числе содержащихся в них сведений) могут быть проверены органом регистрации прав.

Электронные образы документов, представленные в орган регистрации прав в соответствии с настоящей частью, проверяются органом регистрации прав с использованием государственных информационных систем, единой информационной системы нотариата.

Требования к подаваемым электронным документам для ГКУ/ГРП
Пролистать наверх